Обратившись в нашу компанию у некоторых Доверителей, возникает вопрос: «А за какие недостатки можно отсудить компенсацию?»
Федеральным законом № 214 «Об участии в долевом строительстве» Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует:
-
условиям договора,
-
требованиям технических регламентов,
-
проектной документации,
-
градостроительных регламентов
-
иным обязательным требованиям.
Иными словами квартира – Товар, который должен быть передан покупателю-дольщику качественным.
Разбираемся, какие недостатки эксперты не включают в экспертизу и не отражают в смете:
- Эксплуатационные недостатки, то есть те недостатки, которые имеются на дату проведения экспертизы, но возникли в результате эксплуатации квартиры и связанные с естественным износом в связи с истечением срока использования. Например, загрязненные обои, износ петель в процессе многократного открывания и закрывания дверей за счет силы трения и прочие.
- Дефекты, связанные с аварийными ситуациями, возникшими по вине собственников или третьих лиц. Например, последствия залива в квартире по вине соседей.
- Недостатки общедомового имущества. В данном случае процедура восстановления прав Дольщиков отличается, так как после введения дома в эксплуатацию ответственность за содержание общего имущества несет Управляющая компания. Так, наличие дефектов в кровле многоквартирного дома.
- Скрытые дефекты, которые невозможно установить, не произведя разрушение конструкции (демонтаж отделочных материалов). Для установления наличия нарушений Застройщиком при проведении работ по возведению межкомнатных перегородок необходимо - снятие обоев, зачистка от шпаклевочного слоя и прочие работы.
- Недостатки, которые по мнению дольщика «будут потом». Экспертиза проводится в теплое время года и применение тепловизора для исследования нецелесообразно. Например, негерметично установленные окна и балконные двери.
Есть ситуации, когда эксперт отражает в экспертизе недостаток, а в смете работы по устранению не указаны. Наглядным примером является следующая ситуация – при исследовании экспертом установлено, что под плиткой в санузле имеются пустоты. Кроме того, установлены такие дефекты как частичное отсутствие затирки и различная ширина швов между плитками. Несмотря на то, что, по сути, установлено 3 дефекта, устранение всех этих дефектов подразумевает одни и те же работы, связанные с заменой всей плитки, то есть демонтаж старой плитки и монтаж новой.
Также некоторые эксперты не включают в экспертизу недостатки в случае, если установить причину и период их возникновения невозможно. Так, при приемке квартиры дольщиком не было зафиксировано в акте осмотра наличие царапины на подоконнике. Экспертиза проведена по истечении более 1 года с даты приемки квартиры и эксплуатировалась, то есть в ней проживали. Подтвердить, что данный недостаток возник до подписания акта приема-передачи и возник по вине Застройщика невозможно. В основном такие ситуации случаются, когда дольщик не составлял акт осмотра и не указывал в нем недостатки, выявленные в момент приемки квартиры.
По общему правилу, доказывать причину появления недостатка в период гарантийного срока обязан Застройщик, именно на нем лежит бремя доказывания отсутствия недостатков или отсутствия вины в действиях Застройщика, но мы советуем нашим Доверителям фиксировать все имеющиеся недостатки при приемке квартиры и обязательно составлять акт осмотра с указанием этих недостатков (с учетом новых требований, установленных Постановлением Правительства РФ № 442 от 23.03.2022).
Как трактовать Постановление № 442 тут
Как проходит строительная экспертиза тут