Оформление заявки

Оформление заявки

Оставить отзыв

Как взыскать деньги за некачественный ремонт квартиры

Как взыскать деньги за некачественный ремонт квартиры

12.09.2022 — Крыцкова Юлия, Юрист

Ремонт квартиры – ответственный этап жизни, требующий не только осмысленного подхода к его реализации, но и существенных материальных затрат. Нередко, а скорее, довольно часто жильцы принимаю решение привлечь для претворения дизайнерских фантазий группу строителей, на плечи которых ложится благоустройство помещения. Однако, как показывает практика, нередко можно столкнуться с махинациями со стороны исполнителей, их низким уровнем ответственности и откровенной «халтурой». Более того, с неудачным ремонтом можно столкнуться и при заселении в новую квартиру с отделкой.

В этой статье мы расскажем, с какими трудностями в этом вопросе можно столкнуться, какие права есть у заказчика, как можно компенсировать затраты. В помощь усвоения информации – наша пошаговая инструкция.

1.png

Права заказчика

Ошибочно мнение, согласно которому заказчик не имеет право на компенсацию. Резонно предположить, что даже в случае некачественно выполненной работы исполнители будут заинтересованы доказать обратное, при этом в нашей стране действует законодательная база, которая в силах защитить права заказчика в споре с нерадивыми исполнителями. Разберем по списку:

  1. Статья 712 Гражданского Кодекса РФ указывает на то, что качество и общий объем работ должен в полной мере соответствовать условиям договора. Таким образом, на этапе подписания необходимо удостовериться в том, что текст документа соответствует пожеланиям заказчика.

  2. Закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» включает в себя нормы, согласно которым исполнитель обязан выполнить заявленный объем работ точно в срок. В случае, если перенос сроков не был дополнительно обговорен и утвержден сторонами, заказчик в праве требовать уменьшения стоимости работ;

  3. Этот же закон устанавливает для заказчика право на уменьшение стоимости работ в случае, если ремонт выполнен некачественно и с явными нарушениями. К примеру, если стороны договорились о поклейке обоев, а они нанесены на стену неровно, с «пузырями» и прочими дефектами, исполнитель обязан переделать работу или значительно пересмотреть стоимость выполненной работы в меньшую сторону.

Скажем больше: если исполнитель допустил целый ряд нарушений и это может подтвердить независимая комиссия, заказчик может требовать полной компенсации затрат на ремонт.
В случае досудебного урегулирования вопроса заказчик может располагать достаточным временем и ресурсами для поиска новой ремонтной бригады и тем самым вернуть средства, затраченные на строительные материалы, что при благоприятном исходе поможет ему успешно завершить ремонтные работы силами добросовестных исполнителей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при некачественном ремонте квартиры не только можно, но и нужно отстаивать свои права и тем самым приблизить себя к достижению поставленных целей.

Кто производит ремонт?

Если мы говорим о компенсации затрат на ремонт, следует учитывать, о каком исполнителе в данном случае идет речь: это может быть бригада рабочих или непосредственно сам застройщик – именно это разделение и определяет дальнейшие шаги по порядку взыскания.

3.png

В случае с застройщиком

Застройщик обязан передать Участнику долевого строительства квартиру соответствующего качества, то есть соблюдать при строительстве и производстве ремонтных работ обязательные требования, нормы и правила. При этом неровные стены, криво установленные розетки, плохо установленные межкомнатные двери, текущие трубы и многие другие «огрехи» могут стать существенным основанием для требований о компенсации. Более того, если по условиям договора застройщик обязался установить в квартире, скажем, ламинат, он не имеет права стелить линолеум, даже если он сделал это очень качественно. В этом случае принимающая сторона (заказчик) также имеет право требовать уменьшение стоимости работ или компенсацию потраченных средств.

Кстати, на этот счет есть интересная статистика: около половины собственников новых квартир сталкиваются с тем, что застройщики изрядно экономят на отделочных работах, используя самый дешевые строительные материалы. Исходя из этого, следует помнить, что у каждого ремонта предусмотрен гарантийный срок, в течение которого ни комплектующие, ни использованные материалы не должны выйти из строя и прийти в негодность.

Это значит что, если в момент приемки у заказчика не возникло объективных претензий к качеству ремонта, но при этом спустя некоторое время такие проблемы все же возникли, он также имеет право требовать компенсацию. В силу этого обстоятельства следует внимательно отнестись к тому, какой гарантийный срок устанавливается застройщиком на выполненную работу – информация об этом также должна быть указана в договоре.

Тут же стоит указать и на то, что если заказчик намерен отстаивать свои права на взыскание денег за некачественный ремонт, нежелательно устранять ошибки строителей самостоятельно. Так как при судебном разбирательстве застройщик имеет право подать в суд ходатайство о проведении еще одной, но уже судебной экспертизы.

В случае с бригадой

В отличие от условий взаимодействия с застройщиком, заказчики не всегда заключают договор со строительной бригадой и тем самым снижают вероятность взыскания денег за некачественный ремонт квартиры. Однако если договор все же есть, то и на него распространяется действие Закона «О защите прав потребителей». В этом случае методология взыскания будет очень схожа, как и при спорах с застройщиком. Поэтому расскажем порядок действий на случай, если договора все же нет.

Так, заказчик ремонта должен выполнить следующие действия, чтобы опереться на текст 159 статьи Гражданского Кодекса РФ:

  • Подготовить расписки, выписки по банковскому счету и иные документы, подтверждающие, что вы оплачивали работы полностью или частично. Вам нужно только подтвердить факт оплаты, остальное должен доказывать ответчик;

  • Предъявить копии документов исполнителю и постараться договориться с ним о компенсации также устно;

  • Если эта попытка не увенчалась успехом, необходимо направить пакет документов и соответствующий иск в суд.

5.png

Отталкиваясь от современных реалий, к иску можно также приложить скриншоты переписки в мессенджере, из которых суду будет понятно, к каким договоренностям пришли обе стороны вопроса.

Ответственность подрядчика

6.png

Представим благоприятную ситуацию: заказчик без существенных усилий добился от исполнителя полной или частичной компенсации за некачественный ремонт и согласился исправить недочеты в ремонте. В этом случае ответственность застройщика или бригады распространяется и на сроки сдачи работ. К примеру, если нарушены сроки сдачи, то заказчик в праве требовать неустойку за нарушение срока сдачи работ – она начинает начисляться со дня, следующего за днем, когда работы должны были быть сданы, а перестает со дня фактической сдачи.

Так, опираясь на текст статьи 723 Гражданского Кодекса РФ, можно делать вывод, что если застройщик или бригада самостоятельно подбирала материалы для ремонта, то она также несет ответственность за их качество и долговечность. Также в том случае, если же деньги заплачены, но работы так и не выполнены, суд и вовсе может признать это неосновательным обогащением и обязать вернуть все до копейки, а также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими (вашими) средствами (ст. 1102 ГК РФ).

Размер компенсации за строительные недостатки

Сумма компенсации, на которую может рассчитывать заказчик, напрямую зависит от суммы, указанной в договоре и объема некачественно выполненной работы. Так, если застройщик сдает квартиру с качественно выполненным ремонтом, кроме нескольких халатно установленных розеток, исполнитель не может требовать компенсации всей стоимости.

Для того чтобы корректно определить размер убытков в обязательном порядке должен быть привлечен независимый эксперт.

При оценке стоимости некачественно выполненной работы в обязательном порядке будут учтены:

  1. Стоимость материалов по рыночной стоимости, которые понадобятся для устранения ошибок;

  2. Если в этом есть необходимость, затраты на демонтажные работы;

  3. Стоимость работ для «финишной» обработки поверхностей.

7.png

Шаги по взысканию компенсации

  1. Подготовка доказательной базы (договор, акт выполненных работ, акт о несоответствии ремонта требованиям);

  2. Если исполнитель отказывается компенсировать убытки – составление экспертной оценки;

  3. Составление претензии (указываются контакты подрядчика, включая персональные данные, документ об экспертной оценке);

  4. Ожидание ответа. Исполнитель обязан дать мотивированный ответ на претензию в срок 10 дней с даты получения претензии, но не позднее 30 дней;

  5. Подача документов в суд. На этом этапе необходимо участвовать в разбирательствах и при необходимости подать дополнительные документы по требованию судебного органа;

  6. Участие при проведении судебной экспертизы. Если Исполнитель ремонта заявит ходатайство о проведении судебной экспертизы, необходимо присутствие собственника квартиры или лица, который сможет предоставить доступ. Лучше, если будет присутствовать представитель, обладающий специальными знаниями, так как именно от результатов судебной экспертизы зависит решение суда.

  7. Получение решения. Если решение принято в пользу заказчика, он получает исполнительный лист, согласно которому исполнитель обязан возместить убытки.

Как видно из статьи, процесс взыскания убытков за некачественный ремонт может быть не только длительным, но и сложным, где многое зависит от знаний и практики. Вы можете попробовать самостоятельно бороться за свои права, а можете обратиться к нашим юристам, которые более 7 лет успешно занимаются именно данным видом споров. Для оценки перспективности Вашего дела присылайте документы на нашу электронную почту info@lex24.ru или звоните для консультации по телефону +7 (495) 604-04-75.